Как ни тяжело это признавать, но факт остаётся фактом: цирк теряет былую популярность. И как следствие - практически пустые
зрительные залы (на Западе, кстати, даже в курортных городах, куда люди приезжают вовсе не для того, чтобы смотреть на представления приезжих
цирков, дело обстоит иначе). Просто цирку не чем удивить современного "взыскательного" зрителя. И такое происходит не только здесь.
Зачем смотреть на дрессировщиков, если можно посмотреть программу про животных по телевизору или поехать в какую-нибудь
экзотическую страну (благо сейчас почти у всех появилась такая возможность). К тому же по тому же "голубому экрану" без конца
кричат о защите животных, нарушении их прав. В конце концов, дети уже видят не улыбающихся друг другу человека и его партнёра
"шерстью и хвостом", а "угнетённых" животных и изверга-дрессировщика. Зачем смотреть на фокусника, если в можно посмотреть
фантастический фильм или, что тоже может быть, самому состряпать флэш-ролик или смонтировать фантастическое видео.
О передачах, раскрывающих секреты фокусов, я здесь рассказывать не буду: им и без меня уже давно подписали смертный приговор :)
И именно поэтому владельцев цирков и самим артистам приходится идти на всевозможные ухищрения. Создавать такое световое и
электронное шоу, которое даже особо одарённые в технике товарище...:) не могут сделать сами. Одним словом, и тут конкуренция.
Хорошо это или плохо? Думаю, всё же хорошо. Тогда когда за безумием светомузыки и фейерверком не прячется бездарный и простой
номер. Но всё-таки, кое-что цирк потерял. Давайте оглянемся на несколько столетий назад и посмотрим на то, как всё начиналось.
Сначала были странствующие по пыльным средневековым дорогам, одетые просто, но порой выделывающие такое, что не могут и современные акробаты, менестрели и
скоморохи. И сами себе играли на арфах и флейтах. Представили? Романтично? Здорово? Хорошо, что эта традиция начала
возрождаться хотя бы в музыкальном мире. Или в лице маленьких семейных балаганчиков вроде Winner Circus (надеюсь, что он всё ещё
колесит где-то на дорогах Бельгии...). Потом менестрели стали объединятся в группы, в которых, как и во всех средневековых
цехах, стали появляться отдельные цирковые профессии, а так как балаганом должен был кто-то руководить, появлялись и те, кто брали
на себя руководство. Потом балаганы разрастались, их руководители богатели и приобретали землю, на которой строили
дома, в которых и давали свои представления. Хотя не все, конечно. Большинство, всё же видело романтику именно в бесконечной дороге.
К тому же цирк не может долго находиться на одном месте: даже самые лучшие номера приедаются даже тому, человеку, который просто-таки
влюблён в цирк. Приходится или придумывать новые трюки и номера, либо уезжать в другой город.
Кстати, сейчас если пройтись по набережной какого-нибудь курорта, например, Ялты, часто можно видеть выступления жонглёров
или дрессировщиков (последние, правда, только показывают своих животных и разрешают с ними сфотографироваться). Очень часто
свободных артистов приглашают на праздники, во Дворцы Спорта, на дни Рождения. Совсем как раньше. Только шоу стало больше.
Ярких костюмов. Световых и видеоэффектов. Напоследок, хочется сказать всем тем, кто так или иначе связан с цирком: стремитесь
вперёд, используйте все достижения науки и техники, но не забывайте и то, что представлял цирк раньше. Прошлое и будущее
вместе навсегда. Помните об этом!
Author - Anastasia Kolodenko, 2007