1x1

Холд

1x2

Что нового?

1x3

Кланы и септы

1x4

Советы Хранительницы Мудрости

1x5

Библиотека

1x6

Мои проекты

1x1

Друзья:

1x2

Урок 13

 

На этой неделе мы вернёмся к согласным. Во втором уроке Вы выучили, что каждый ирландский имеет два звука. Широкий - если ближайшая гласная в слове "a", "o" или "u". Узкий - если ближайшая гласная "e" или "i".

Хорошим примером этого правила могут служить близкие согласные "b" и "p". Близкие потому, что произносятся одинаковым образом. Различие состоит в том, что при произнесении согласной "b" голосовые связки вибрируют, а при произнесении согласной "p" - нет. Вы можете почувствовать вибрацию и жужжание голосовых связок, когда произносите слово "bet" (ставка), но ничего почувствуете, произнося слово "pet" (питомец).

Для того, чтобы произнести широкие "b" и "p", приоткройте рот чуть больше, чем для произнесения соответствующих английских звуков и округлите губы. После чего произнесите букву. Попробуйте произнести: bád, bó, bun (bun), bláth (blaw*), blúire (BLOO-i-re), bróg, brú, brád, pá, post, punt (punt), pluir (PLOO-ir), prata (PRAW-tuh)

Для произнесения узких "b" и "p", приоткройте рот так, словно собираетесь улыбнуться. Попробуйте: bean, beir (ber), bi (bee), bith (bi), bliain (BLEE-in), breá (bir-RAW*) bris (brish). Затем попробуйте произнести согласный "b" вместе с сочетанием "eo", когда "b" приобретает призвук (yoh): beo (byoch) - живой. Теперь Вы можете понять принципиальную разницу между ирландскими словами "brách" (braw*k), что значит "всегда" (ever) и "bréa" (bir-RAW*), что значит "хороший". "Erin go bragh" явялется неверным англизированным вариантом фразы "Éire go brách", означающей "Ирландия - навсегда".

При переходе от широкого "b" или "p" к такой узкой гласной как "i", у Вас естественным образом получится звук чем-то похожий на английский звук, обозначаемый буквой "w". Попробуйте произнести: biu (bwee), bain (buin). Заметьте, что гласные "u" и "a" в этих словах используются главным образом для того, чтобы вместо узкого получился широкий звук, как в словах: bi (bi), beir (ber), в которых звук "b" - широкий. И, наконец, попробуйте произнести: buíochas (BWEE-uhk*-huhs) - спасибо.

Варианты произношения согласной "m" схожи с вариантами произношения согласной "b", с одним исключением в том, что при произнесении "m" воздух выходит через нос. Выпятите и округлите губы, а затем попробуйте произнести: mór (mohr), ma (maw*), m&#ála (MAW*-luh), múch (mook*), múin (MOO-in), mná (muh-MAW*), mura (MUR-ruh).

Для произнесения узкой согласной "m" держите губы в том же положении, что и при произнесении узких согласных "b" и "p". Попробуйте произнести: mín (meen), minic (MIN-ik), méad (may*d), Meiricea (MER-i-Kaw*).

Новые слова

Существительные мужского рода

bricfeasta (brik-FAS-tuh) - завтрак.

lón (lohn) - ланч (обед).

tae (tay*) - чай.

tríbhéile (tree VAY*L-uh-be) - третье блюдо.

práta, na práta (PRAW*-tuh), nuh PRAW*tee) - картофелина, картофелины.

Существительные женского рода

feoil, an fheoil (FYOH-il, un OH-il) - мясо, мн. числ.

mias, an mhias, na miasa (MEE-uhs, un VEE-uhs, nuh MEE-uhs-uh) - тарелка, тарелки.

Глаголы

faigh (feye) - получать.

cuir (kir) - класть, ставить.

ith (i) - есть.

téigh (tay*) - идти.

nigh (ni) - стирать.

Другие слова

réidh (ray*) - готовый.

Упражнение

Для того, чтобы помочь Вам запомнить разницу между глаголами "is" и "ta", мы подготовили упражнение, которые Вы можете выполнять как один, так и с партнёром.

1. Задавайте вопрос "Céardéseo" (kay*rd ay* shuh), указывая на объект или человека так, как мы рассказывали в предыдущем уроке. В случае необходимости используйте свои записи.

2. Ответьте на вопросы "Is _ e?", или "Is _ i". используйте также некоторые прилагательные.

3. Ответьте на вопрос "Nach - e?"

4. Ответьте на вопрос "Nihea ach _ ? (nee HA, ahk*).

5. Задавайте вопросы: "Cábhfuil se" или "Cábhfuil si", которые переводятся как "Где это?"

6. Ответьте на вопрос: Tásé _ ?" Используйте слова из прошлых уроков.

Повторите этот тренинг, по крайней мере, с десятью одушевлёнными или неодушевлёнными предметами. Вот некоторые из них: arán, feoil, bainne, uisce, cupan, spúnog, fear, bean, cailin, paíste, felmeoir, dochtúir, lámh, súil.

Рефлексные выражнения:

Следующие дополнительные выражения Вам следует выучить для того, чтобы иметь возможность быстро думать и говорить:

Ceart go leor (kart goh lohr) - Ты прав.

Isteach leat anóis (ish-TYAHK* lat uh-NISH) - Сейчас с тобой (досл. с тобой сейчас внутри).

Ar chor an bith (er HUH er BI) - и всё (ставьте в конце предложения).

Диалоги

Séan: An bhfuil an bricfeasta réidh? (un vwil un brik-FAS-tuh-ray*) - Завтрак готов?

Bríd: Tá, ach nil na miasa ar an mbord fós (taw* ahk*neel nuh MEE-uhs-uh er un mohrd fohs) - Да, но тарелок на столе ещё нет. Cuir ar an mbord iad (kir er un mohrd EE-uhd) - Поставь их на стол.

Séan: Déanfaidh mésin (DAY*N-hee may* shin) Я это сделаю.

Bríd: Go raibh maith agat (gu-ruh MAH-huh-guht). Táméan - ghnóthach anois (taw* may* AHN-gnoh-huhk* uh-NISH). Faigh spúnóg mhór dom (feye spun-OHG vwohr duhm), másé thoilé (MAW* shay* duh HIL ay*) - Спасибо. Я сейчас очень занята. Подай мне большую ложку, пожалуйста.

Séan: Seo duité (shuh git ay*) - Вот она.

Bríd: Go raibh maith agat (gu-ruh MAH-huh-guht). Cad ba mhaith leat le haghaidh an dinnéir? (Kahd buh vwah lat le HEYE-ee un din-YAY*R) - Спасибо. Чтобы ты хотел на обед?

Séan: Ba mhaith liom feoil, prátai, agus cabáiste (buh vwah luhm FYOH-il, PRAW*tee, AH-guhs kuh-RAW*SH-te) - Я бы хотел мясо, картофель и капусту. Nach maith an dinnéarésin? (nahk* mah un din-AY*R ay*shin) - Разве это не хороший обед?

Bríd: Nach agatsa atáan ceart? (nahk* uh-GUHT-suh-TAW* un kart*) - Ты один прав, не так ли?

 

Перевод © Анастасия Колоденко

 

1x3
Партнёрские системы:

Дальше

Другие уроки

В библиотеку

Author - Anastasia Kolodenko, 2007

Используются технологии uCoz